Разные мнения строительных экспертов о недалеком будущем строительного сектора России.
За весь прошедший год строительной индустрии удалось нарастить объемы работ на 8%, что в денежном эквиваленте равняется 15,1 трлн рублей. Тем не менее, уже к концу текущего года динамика роста может стать не такой впечатляющей. Виновником изменений может стать неопределенность со статусом льготной ипотеки (будут ли продлевать её дальше - непонятно- прим.ред). Второй причиной замедления роста отрасли потенциально может стать высокая стоимость кредитов на реализацию инфраструктуры проектов.
Ускорение темпов роста объема строительных работ связано с подъемом в жилищном строительстве, увеличением вложений в нацпроект «Безопасные качественные дороги» и созданием новых объектов в промышленности, поясняет гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова.
Информация Росстата подтверждает тезис Галактионовой; в 2023 году объем ввода жилья в эксплуатацию по всей стране был рекордным - 110, 44 млн квадратных метров.
За год в стране построили и обновили 650 км автотрасс, что почти в три раза больше, чем в 2022 году, отметил первый заместитель гендиректор ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян.
Галактинова рассказала, что результат работы строительной индустрии мог бы быть и выше, однако этому помешало «постепенное сворачивание вложений через комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», получивший в 2 раза меньше средств, нежели в 2022 году, а также завершение масштабных инфраструктуры проектов.
Ускорение темпов роста объема строительных работ связано с подъемом в жилищном строительстве, увеличением вложений в нацпроект «Безопасные качественные дороги» и созданием новых объектов в промышленности, поясняет гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова.
Информация Росстата подтверждает тезис Галактионовой; в 2023 году объем ввода жилья в эксплуатацию по всей стране был рекордным - 110, 44 млн квадратных метров.
За год в стране построили и обновили 650 км автотрасс, что почти в три раза больше, чем в 2022 году, отметил первый заместитель гендиректор ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян.
Галактинова рассказала, что результат работы строительной индустрии мог бы быть и выше, однако этому помешало «постепенное сворачивание вложений через комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», получивший в 2 раза меньше средств, нежели в 2022 году, а также завершение масштабных инфраструктуры проектов.
2024 год может оказаться сложным для строительной отрасли.
По мнению Галактионовой, власти, судя по всему, пока не собираются снижать расходы на автодорожную сферу, однако вложения в магистральную инфраструктуру опять будут урезаны почти вдвое. Слова эксперта подтверждаются цифрами Минфина: в нацпроект «Безопасные качественные дороги» власти вложат в 2024 году на 18% больше - 621,4 млрд рублей, однако же расходы на магистральную инфраструктуру упадут на 44%, до 120,4 млрд рублей.
Эксперт настаивает на мысли, что частные инвесторы могут приостановить запуск новых инфраструктуры объектов в ожидании новых майских указов Владимира Путина, что приведет, в свою очередь, к изменениям в нацпроектах. Не стоит забывать и о текущей стоимости займов в кредитных организациях; ввиду размера ключевой ставки в 16% кредиты стали запредельно дорогими, что является барьером для реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Александра Галактионова напомнила, что статус льготной ипотеки в после июля 2024 года пока непонятен.
Своими прогнозами поделились и другие эксперты. В частности, руководитель аналитического центра «Дом.РФ» Михаил Гольдберг рассказал, что в 2024 году ожидает некоторое замедление спроса на новостройки, однако продление программы семейной ипотеки должно поддержать рынок жилья.
Генеральный директор «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян обратил внимание на сохраняющуюся проблему дефицита рабочих, с которым сталкиваются застройщики. Это потенциально может привести к увеличению сроков реализации проектов и дополнительным расходам.
На отрасль продолжают влиять валютные колебания и рост стоимости материалов, считает главный экономист департамента управления строительными проектами Nikoliers Фрунзе Алексанян.
Наконец, член генсовета «Деловой России» Олег Михалов высказал мнение, что объем строительных работ будет возрастать, так как «сегодняшние реалии не оставляют шанса отрасли стагнировать, так как это приведет к банкротству множества компаний». Однако эксперт напоминает, что важна грамотная совокупность госзаказа и частных инвестиций в промышленное производства, ведь на одном энтузиазме строительную отрасль не продвинуть.
Эксперт настаивает на мысли, что частные инвесторы могут приостановить запуск новых инфраструктуры объектов в ожидании новых майских указов Владимира Путина, что приведет, в свою очередь, к изменениям в нацпроектах. Не стоит забывать и о текущей стоимости займов в кредитных организациях; ввиду размера ключевой ставки в 16% кредиты стали запредельно дорогими, что является барьером для реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Александра Галактионова напомнила, что статус льготной ипотеки в после июля 2024 года пока непонятен.
Своими прогнозами поделились и другие эксперты. В частности, руководитель аналитического центра «Дом.РФ» Михаил Гольдберг рассказал, что в 2024 году ожидает некоторое замедление спроса на новостройки, однако продление программы семейной ипотеки должно поддержать рынок жилья.
Генеральный директор «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян обратил внимание на сохраняющуюся проблему дефицита рабочих, с которым сталкиваются застройщики. Это потенциально может привести к увеличению сроков реализации проектов и дополнительным расходам.
На отрасль продолжают влиять валютные колебания и рост стоимости материалов, считает главный экономист департамента управления строительными проектами Nikoliers Фрунзе Алексанян.
Наконец, член генсовета «Деловой России» Олег Михалов высказал мнение, что объем строительных работ будет возрастать, так как «сегодняшние реалии не оставляют шанса отрасли стагнировать, так как это приведет к банкротству множества компаний». Однако эксперт напоминает, что важна грамотная совокупность госзаказа и частных инвестиций в промышленное производства, ведь на одном энтузиазме строительную отрасль не продвинуть.