Новости строительства
Проблемы строительства в России

Памяти Евгения Волковича

Новости строительства
Блестящая статья о проблемах строительства в России.

2 мая 2021-го года из жизни ушел Евгений Юрьевич Волкович, видный представитель строительного сообщества, не раз делившийся своим опытом и мнением на тематичных площадках и форумах, писал статьи и рецензии.

Работая членом правления саморегулируемой организации Центризыскания, а также директором ООО «АрктикКапСтрой», Евгений Юрьевич успевал не раз выступать в качестве внештатного автора на сайтах ЗаНоСтрой.РФ и За-Строй.РФ, помогая своим коллегам разбираться в порой довольно сложных ситуациях, связанных со строительным делом. И вот, в свет вышла его статья, довольно точно описывающая все текущее состояние строительного сектора. Предлагаем Вам ознакомиться с текстом этого, на наш взгляд, блестящего материала.

Проблемы развития строительного комплекса. Региональные аспекты

Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало уровень благополучия и возможности развития регионов и страны в целом. В последние годы объёмы капитальных вложений во многих субъектах Российской Федерации стремительно растут. Однако, несмотря на это, налоговая отдача от их строй-комплексов падает, причём также стремительно. Причина такого положения – неподконтрольное местным властям и общественности устремление генподрядных организаций «из центра» в регионы вслед за инвестициями, чаще всего государственными. Эти «пришлые» генподрядчики используют региональные строительные организации, в основном, как вторых и даже третьих субподрядчиков на кабальных условиях, в частности, как поставщиков рабочих кадров и техники. Оплата выполненных ими работ либо задерживается, либо не производится в полном объёме. В итоге, зачастую, многомиллиардные проекты реализуются в регионах в ущерб их строительному комплексу и без учёта интересов местного населения. А малый и средний строительный бизнес, не имея условий для развития, просто-напросто разваливается.

В конце прошлого столетия мурманский строительный комплекс был самодостаточен и удовлетворял региональные потребности. Поэтому специалисты, жители области и сам регион получили от реализации проектов соответствующий положительный результат. Тысячи мурманских строителей (а также члены их семей) были удовлетворены развитием их строительных компаний, территории и условиям работы. У строителей была уверенность в завтрашнем дне.

На сегодняшний день многие мурманские строительные организации имеют большой практический опыт работы, серьёзный производственный потенциал и коллективы высококлассных сотрудников. Они являются многопрофильными предприятиями, способными организовать изыскания, проектирование и строительство любого объекта на территории области.

Однако в последнее время, местные строительные компании практически повсеместно вытесняются из отрасли и деквалифицируются, так как на их территории подрядчики «из центра» необоснованно и неконтролируемо завозят большое количество дешёвой рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья.

Недовольство населения и профессионального сообщества безнадёжностью складывающейся ситуации растёт. Об открытости и прозрачности процедур выбора генподрядчиков, в этом случае, не приходится говорить. Местным субподрядчикам предлагают чаще всего неудовлетворительные договорные условия. А рассчитываются с ними неохотно – с большой пролонгацией оплаты и финансовыми издержками.

Приход таких генподрядчиков в регионы тормозит, а после и полностью консервирует развитие местных предприятий строительного комплекса. Для того, чтобы оставаться на плаву, местным строителям зачастую приходится идти на субподрядные условия пришлых компаний-победителей, которые в свою очередь редко предлагают больше 40-50% реальной цены. Полученной суммы зачастую едва хватает, чтобы наполнить фонд оплаты труда и погасить некоторые производственные затраты – о прибылях местные строители давно забыли, в отличие от организаций «из центра», чьи аппетиты растут год от года.

Федеральной, региональной политики в этой сфере пока нет, как почему-то нет и её инициации и обсуждения на уровне уже саморегулируемого профессионального сообщества. Эти вопросы должны быть в повестке дня Законодательного Собрания и Правительства Мурманской области, всероссийских Съездов СРО изыскателей, проектировщиков и строителей. Необходимо инициировать включение таких вопросов в повестку дня следующих всероссийских Съездов.
При этом очевидно: каждый инвестор, приходящий в регион, обязан понимать свою социальную ответственность за стабильность и устойчивость региональных социальных процессов. Он обязан максимально использовать возможности регионального строительного комплекса на первых ролях, и организовывать свою работу так, чтобы территория инвестирования получила максимальное количество налогов и платежей. Только в этом случае все возможные налоги от изысканий, проектирования, строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов будут поступать в местные бюджеты. И только при выполнении этих условий возможно развитие и модернизация строительного комплекса региона, а также осознанная и планируемая подготовка квалифицированных специалистов и рабочих, что является обязательным условием обеспечения качества и безопасности объектов капитального строительства.

О наболевшем

Правила и процедуры проведения государственных и муниципальных торгов в строительстве, прописанные в действующем 44-ФЗ, угнетают реальный малый и средний строительный бизнес в регионах (часто тормозится и развитие крупного регионального строительного бизнеса), позволяя так называемому «любому участнику» из любого региона огромной нашей страны участвовать в торгах, не имея представления о местных социальных, экономических, геологических, сейсмических, климатических и географических условиях строительства. Как правило, такие победители аукционов не собираются мобилизовать в наш регион свои материальные и человеческие ресурсы, которых у него просто нет или крайне недостаточно.
Суровые климатические условия работы, сложные транспортные схемы поставок конструкций и материалов, другая цена на строительные материалы, другая зарплата работающих, другая продолжительность отпусков, другая продолжительность работы женского персонала, другие компенсации и прочие государственные социальные гарантии работникам в соответствии статьи 50 Трудового кодекса. Эти государственные гарантии, которые включаются в затраты (себестоимость) изыскательских, проектных и строительных организаций, заранее ставят организации этих регионов в неравные конкурентные условия с участниками торгов из центральных регионов России. Особенно страдают от этой несправедливой системы торгов изыскательские и проектные организации, в себестоимости которых зарплата и компенсации работникам занимают максимальную часть. Зачастую, результатом таких торгов становится глубокий демпинг с последующим визитом в регион «гонца» победителя аукциона в поисках местного покупателя контракта за минимум 10-20% откупных. Отсутствие объёмов СМР (постоянной загрузки) вынуждает местные строительные организации покупать такие контракты у залётных продавцов, чтобы хотя бы работать на зарплату и сохранить предприятие. К слову, нередки случаи бесследного исчезновения такого залётного победителя аукциона после получения аванса.
Участникам процесса реализации инвестиционного проекта необходимо гарантировать качество работ и безопасность потребителей. Отец японского экономического чуда, гуру качества Эдвард Деминг ещё 50 лет тому назад требовал прекратить практику закупок, руководствуясь исключительно низкими ценами: «Цена не имеет смысла без оценки качества товара». Как видно, повышать квалификацию необходимо и чиновникам высшего звена. Иначе ни инноваций, ни качества в Мурманской области никогда не будет.
Поэтому, прежде всего, необходимо, как можно быстрее, установить преференции и изменить положения 44-ФЗ применительно к строительной отрасли Мурманской области, так как общие правила торгов на товары, услуги и работы, указанные в законе, являются некорректными при их применении к работам по изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, ввиду их особой специфичности.

Цена не имеет смысла без оценки качества товара
Строительная и иная, связанная с ней деятельность – это особый вид деятельности, которая, с одной стороны связана с повышенной опасностью для окружающих (статья 1079 ГК РФ), то есть, связана с безопасностью неограниченного круга лиц. С другой стороны – предусматривает необходимость сосредоточения в чётко определённом географическом месте конкретных квалифицированных человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов для выполнения строительных (в том числе специальных) работ, с целью получения готового к вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, соответствующего утверждённой заказчиком проектной и рабочей документации, определённым параметрам, качеству и гарантированному сроку пользования. Изыскания, проектирование и строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов – это не одномоментное действие, а сложный производственный процесс, в котором занято большое количество специалистов, квалифицированных рабочих, машины, механизмы, технологии, оборудование, большое количество материалов и конструкций, и который может длиться несколько лет. Во время строительства могут изменяться условия, могут вноситься изменения в проектную документацию в связи с изменением технологии, появлением новой техники, модернизации процессов, появлением новых задач, для которых строится объект и прочие возможные изменения.
Учитывая это, для эффективной организации торгов по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов строительства необходим отдельный закон или отдельная большая глава в Градостроительном кодексе Российской Федерации (по примеру применения ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях»), в которой необходимо учесть специфику строительной отрасли (организации инженерных изысканий, проектирования и строительства), а также обеспечения удовлетворения требований развития общества, технологии, Технических регламентов и градостроительного законодательства, применительно к климатическим, геофизическим, историческим, культурным, социальным и другим специфическим условиям Мурманской области. Там же, должны быть размещены Правила предварительной квалификации организаций по допуску на участие в торгах. Эти правила обязаны разработать и представить Правительству Мурманской области для утверждения саморегулируемые сообщества изыскателей, проектировщиков и строителей, единственно которые могут это сделать и нести ответственность за результаты их применения, с точки зрения безопасности и надёжности построенных или отремонтированных объектов.

Предметом торгов должно быть строительство конкретного объекта в конкретном месте в соответствии с разработанной и утверждённой проектной и рабочей документацией, а не сами абстрактные работы. Заказчик в конкурсной документации обязан требовать именно этого от подрядчика. При этом никаких других требований, отличных от предусмотренных в проектной и рабочей документации, предъявлять участникам торгов недопустимо.

Сегодня к торгам допускаются любые организации, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, без проверки заказчиками соответствия этих организаций этим Свидетельствам на момент торгов, что предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. При этом «коммерческие» СРО постоянно продуцируют «пустые» фирмы с такими «фальшивыми» свидетельствами, безнаказанно повторяя ситуацию с формальной «коммерческой» подготовкой документов для получения (покупки) значительной части ранее обращающихся на рынке лицензий. К сожалению, при передаче государством саморегулируемым организациям функции выдачи Свидетельств вместо лицензий, государство не учло, что структуры и люди, которые в погоне за необоснованным обогащением развалили лицензирование в строительстве, тоже могут сделать и с саморегулированием. Таким образом, причины и база появления «коммерческих» СРО были готовы, а государство законодательно этот факт не учло.

Сейчас государственные и муниципальные заказчики, выполняя положения 44-ФЗ, часто вынуждены отдавать освоение бюджетных средств случайным компаниям, в том числе «однодневкам» или «прокладкам», не имеющим ни производственных ресурсов, ни квалифицированных специалистов и рабочих кадров, ни профессионального опыта, не обладающих финансовой историей и устойчивостью. Поэтому, вместо «формальных» аукционов необходимо срочно ввести процедуры специального конкурсного отбора участников торгов и с обязательным учётом социального развития регионов и интересов их строительного комплекса. Нужны чётко прописанные процедуры предварительной квалификации возможных участников торгов с обязательной проверкой их соответствия требованиям получения права на организацию строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов и конкретных работ на момент торгов. При разработке таких процедур необходимо использовать опыт крупнейших мировых инвесторов, государственных и муниципальных торгов в Европе, Японии, США, а также специально разработанные для этого документы серии стандартов ISO 10845-1:2010 для обеспечения беспристрастности и прозрачности закупок в строительстве.

Заказчики обязаны определять начальную максимальную цену торгов на строительство, (реконструкцию или капитальный ремонт) только на основании утверждённой проектной и рабочей документации с учётом местоположения объекта с применением коэффициентов-дефляторов на период выполнения работ в соответствии с разработанной и утверждённой Минстроем России методикой.

Снижение участником торгов начальной максимальной цены более, чем на 10% необходимо рассматривать, как демпинг, при котором оговорённый участник обязан представить конкурсной комиссии соответствующее обоснование такого снижения. При этом, работы должны выполняться в соответствии с проектной и рабочей документацией и с выполнением всех социальных обязательств перед работниками и бюджетами разных уровней, а размер обеспечения исполнения контракта должен увеличиваться на 50%. Участников, допустивших демпинг более 15% и не представившего обоснования такого снижения без снижения качества и безопасности объекта, нужно снимать с торгов. Необходимо введение в состав конкурсных комиссий представителей саморегулируемых организаций, не аффилированных с членами СРО. Цель – реальное участие представителей саморегулируемого сообщества в работе комиссий и профессиональный общественный контроль качества и полноты конкурсной документации, исполнения процедур принятия решения об объявлении торгов и технологии их проведения. Представитель саморегулируемого сообщества региона должен быть членом комиссий или наблюдателем торгов, так как СРО может нести ответственность за причинение вреда третьим лицам при выполнении работ членом СРО. Строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства, которая должна развиваться и модернизироваться как на общегосударственном уровне, так и на региональном. Время настоятельно требует от неё применения новых технологий и материалов, в том числе инновационных, и стимулирование данного фактора тоже должно быть учтено в законодательстве о торгах.

Исправить бедственное и неустойчивое положение строительных организаций в Мурманской области и обеспечить более справедливое распределение налогов и платежей в региональные и муниципальные бюджеты можно только при наличии грамотной региональной политики, направленной на сохранение и развитие строительного комплекса региона. Прежде всего, нужно в корне изменить навязываемый крупнейшими государственными и частными инвесторами порядок реализации значимых строительных проектов, обязав их максимально учитывать местный социальный аспект освоения инвестиций и использовать региональный строительный комплекс на честной и корректной основе взаимоотношений. Необходимо пресекать развитие синдрома «колониального» управления такими процессами. Реализация больших проектов в Мурманской области надо полнее ставить под общественный контроль, добиваясь полной открытости и прозрачности действий всех без исключения участников процесса.

Конкретные предложения

В ООО «АрктикКапСтрой» считают необходимым незамедлительное введение в действующее и будущее законодательство следующих положений о региональных аспектах развития строительной отрасли:

Во-первых, считаем необходимым, Правительству Мурманской области подписать соглашения с инвесторами реализующих строительные проекты на территории области, о привлечении местных строительных компаний и передаче им на субподряд не менее 30% от общей стоимости строительства объектов.

Во-вторых, правила подготовки торгов, профессионального предварительного квалификационного отбора участников торгов, проведения и контроля за ходом и результатами строительных торгов, в том числе на изыскания, проектирование и строительный контроль, учитывая особую специфику инвестиционно-строительной деятельности, учитывая то, что осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельностью связано с повышенной опасностью для окружающих (статья 1079 ГК РФ), должны быть сформулированы с непосредственным участием саморегулируемого строительного сообщества в отдельном федеральном законе или в отдельной главе Градостроительного кодекса РФ.

В-третьих, к торгам на изыскания, проектирование, строительство и реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства в регионах должны допускаться только строительные компании, зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, прошедшие предусмотренную законом предквалификацию.

Четвёртое. То же самое требование должно касаться участников торгов и на строительство объектов со стоимостью контракта не превышающей 3-х миллиардов рублей.

Если же цена контракта составляет более 3-х миллиардов рублей, в торгах на строительство объектов могут принимать участие строительные организации России, прошедшие, предусмотренную законом, предквалификацию. Однако при этом победитель аукциона обязан зарегистрироваться на территории муниципального образования реализации проекта и до подписания контракта иметь на территории соответствующего субъекта Российской Федерации работающий офис.
Строительные организации (также изыскатели и проектировщики) регионов Крайнего Севера должны наделяться определёнными преференциями при участии в таких торгах.

Пятое. Субподряд и субпроектировщик, должны быть, преимущественно, региональными. При заключении субподрядных договоров Мурманскими строительными компаниями (проектными и изыскательскими организациями) генеральными подрядчиками из других регионов, последние могут получать определённые преференции на муниципальном, региональном или федеральном уровне. При отсутствии в конкретном регионе субподрядчика необходимой квалификации, необходимо привлекать строительные (проектные и изыскательские) организации из соседних регионов со схожими климатическими, геологическими, сейсмическими и другими условиями строительства.

Шестое. Для закрепления кадров в региональных строительных организациях регионах Крайнего Севера, необходимо вернуться к практике выделения строителям 10% вводимого жилья, строящегося за счёт государственного или муниципального бюджета, а также полной компенсации процентной ставки по ипотеке. Необходимо принять молодых специалистов строительной сферы в региональные программы строительства жилья для молодых семей на уровне работников бюджетной сферы.

Седьмое. Все студенты строительных факультетов вузов указанных регионов, которые согласны и подпишут контракт на работу в указанных регионах в строительной сфере после выпуска, сроком не менее 5-ти лет, должны обучаться на бюджетной основе, с обеспечением стипендиями и жильём, при необходимости.

Восьмое. Все малые и средние изыскательские, проектные и строительные организации, члены СРО зарегистрированные и ведущие деятельность в районах Крайнего Севера, освобождаются на 100% от налогов на прибыль и 100% налога на имущество со строительства объектов в районах крайнего Севера.

Источник: За-Строй.РФ 


Made on
Tilda